Новости МГИМО
День открытых дверей Института международной торговли и устойчивого развития
Президент России В.В.Путин и Президент Казахстана К.-Ж.К.Токаев подтвердили открытие филиала МГИМО в Казахстане
Результаты третьего ренкинга МГИМО регионов России по показателям достижения ЦУР ООН
Volume 6, No 1
Политический дискурс в полимодальной информационной среде | Political Discourse in a Polymodal Information Environment
Формирование образа врага в заголовках англоязычных газет | Formation of Enemy Image in the Headlines of English-Language Newspapers
DOI: 10.24833/2949-6357.2024.GEO.1 УДК: 81`42
Постерняк Кирилл Павлович,
аспирант, Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Россия,
email: kir-posternyak@yandex.ru
Наталья Борисовна Боева-Омелечко,
д. филол. н., профессор, Южный федеральный университет, Ростов-на- Дону, Россия;
email: boeva1961@yandex.ru
Аннотация
Предметом рассмотрения данной статьи являются языковые средства формирования образа этноса-врага в заголовках англоязычных СМИ в периоды обострения отношений между государствами. Целью статьи является концептуальная актуализация образов русских, китайцев и иранцев на базе их вербальной представленности в заголовках британских и американских новостных и аналитических СМИ в 2015–2023 гг. Данная цель достигается путём применения методов семного, контекстологического и лингвостилистического анализа, а также метода критического дискурс-анализа в обработке текстового материала. В статье выявляются экстралингвистические причины, детерминирующие репрезентацию указанных этносов как враждебных англо-саксонскому миру. Результаты проведённого исследования показывают, что концептуальные пространства образов-врагов включают концепты ВОЙНА, ОРУЖИЕ, НЕНАВИСТЬ, СМЕРТЬ и другие. Авторы приходят к выводу, что заголовки с этнонимами выполняют манипулятивную и суггестивную функции для оправдания враждебного внешнеполитического курса США и Великобритании по отношению к России, Китаю и Ирану. Результаты данного исследования могут быть полезны как для специалистов в области имагологии и политической лингвистики, так и для журналистов.
Ключевые слова: медиадискурс, политическая модализация, заголовок, этнообраз, образ врага.
FORMATION OF ENEMY IMAGE IN THE HEADLINES OF ENGLISH-LANGUAGE NEWSPAPERS
Posternyak Kirill Pavlovich
Postgraduate Student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia,
email: kir-posternyak@yandex.ru
Boeva-Omelechko Natalia Borisovna,
Doctor of Philology, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia;
email: boeva1961@yandex.ru
Abstract
The subject of this article is the linguistic means of forming the image of an ethnic enemy in the headlines of the English-language media during periods of aggravation of relations between states. The purpose of the article is to conceptually update the images of Russians, Chinese and Iranians on the basis of their verbal representation in the headlines of British and American news and analytical media in 2015–2023. This goal is achieved by applying the methods of seminal, contextual and linguistic analysis, as well as the method of critical discourse analysis in the processing of text material. The article identifies extralinguistic reasons that determine the representation of these ethnic groups as hostile to the Anglo-Saxon world. The results of the study show that the conceptual spaces of enemy images include the concepts of WAR, WEAPONS, HATRED, DEATH and others. We come to the conclusion that headlines with ethnonyms perform manipulative and suggestive functions to justify the hostile foreign policy of the United States and Great Britain towards Russia, China and Iran. The results of this study can be useful both for specialists in the field of imagology and political linguistics, and for journalists.
Keywords: political discourse, critical discourse analysis, political modalization, image, political conflict, headline.