Новости МГИМО
День открытых дверей Института международной торговли и устойчивого развития
Президент России В.В.Путин и Президент Казахстана К.-Ж.К.Токаев подтвердили открытие филиала МГИМО в Казахстане
Результаты третьего ренкинга МГИМО регионов России по показателям достижения ЦУР ООН
Volume 6, No 1
Когниция и коммуникация: конструирование реальности в дискурсе | Cognition and Communication: Constructing Reality in Discourse
Семиотика дискурсивного взаимодействия | Semiotics of Discursive Interaction
DOI: 10.24833/2949-6357.2024.GEO.1 УДК: 81’42
Шевченко Вячеслав Дмитриевич,
д. филол. н., доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева, Самара, Россия;
email: vds@ssau.ru
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме взаимодействия различных дискурсов в рамках медиадискурса. Автор рассматривает процесс взаимодействия дискурсов посредством знаков-символов. Целью исследования является анализ используемых в медиатексте языковых знаков, принадлежащих разным дискурсам и репрезентирующих определённые ситуации, которые, таким образом, оказываются соположенными. Автор также анализирует доминантные составляющие репрезентируемых ситуаций, которые выдвигаются благодаря взаимодействию между знаками разных дискурсов. В ходе исследования использовались такие методы, как метод дискурс-анализа и метод семиотического анализа. Автор приходит к выводу о том, что переплетение нескольких ситуаций (гастрономической, бытийной и телевизионной), их включение в масс-медийную коммуникативную ситуацию приводит к полидискурсивности — присутствию фрагментов нескольких дискурсов, репрезентируемых знаками-символами, в составе медиадискурса.
Ключевые слова: медиадискурс, полидискурсивность, гастрономический дискурс, телевизионный дискурс, бытийный дискурс.
SEMIOTICS OF DISCURSIVE INTERACTION
Viacheslav D. Shevchenko
Doctor of Philology, Associate Professor, Samara National Research University named after S.P.Korolyev, Samara, Russia;
email: vds@ssau.ru
Abstract
This article is devoted to the problem of interaction of various discourses within the framework of media discourse. The author investigates the process of discourses’ interaction through signs and symbols. The purpose of the study is to analyze the linguistic signs used in a media text, belonging to different discourses and representing certain situations, which, thus, turn out to be juxtaposed. The author also analyzes the dominant components of the represented situations, which are also underlined due to the interaction between the signs of various discourses. During the study the methods of discourse analysis and semiotic analysis were used. The author comes to the conclusion that the interweaving of several situations (gastronomic, existential and television), their inclusion into a media communicative situation leads to poly-discursiveness — the presence of fragments of several discourses, represented by symbols. As a result of combining signs from various discourses in media discourse, a new reality is constructed — a new media situation, simultaneously consisting of several situations existing in different discourses.
Keywords: media discourse, poly-discursiveness, gastronomical discourse, TV discourse, existential discourse.