Новости МГИМО
День открытых дверей Института международной торговли и устойчивого развития
Президент России В.В.Путин и Президент Казахстана К.-Ж.К.Токаев подтвердили открытие филиала МГИМО в Казахстане
Результаты третьего ренкинга МГИМО регионов России по показателям достижения ЦУР ООН
Volume 6, No 1
Когниция и коммуникация: конструирование реальности в дискурсе | Cognition and Communication: Constructing Reality in Discourse
Метафора как инструмент преднамеренной дезинформации в современных британских СМИ | Deliberate Disinformation through Modern British Mass Media Discourse Metaphors
DOI: 10.24833/2949-6357.2024.GEO.1 УДК: 81’42
Защитина Галина Викторовна,
к. филол. н., доцент, Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия;
email: g.zashchitina@linguanet.ru
Аннотация
В статье рассматриваются метафоры в сильной позиции — заголовках британских СМИ, приводящие к смещению информационного и прагматического фокуса новостного сообщения, и способствующие созданию условий для преднамеренной деформации информационного потока и целенаправленной манипуляции. В работе обращается внимание на то, какая роль отводится метафорическим вторичным номинациям, являющимся конструктивными элементами журналистского дискурса, способными не только выражать определённое отношение или оценку события, но и приводить к референтным сдвигам с последующим смещением смысловых акцентов, прагматического фокуса сообщения. Отмечается также, что преднамеренная деформация информационного потока зачастую имеет своей целью, наряду с повышением информационного статуса сообщения, ещё и помощь в реализации целого ряда достаточно субъективных прагматических задач. Путем анализа случаев актуализации метафорических номинаций, способствующих введению в заблуждение потенциального адресата, было указано на возросшую необходимость воспринимать поступающую информацию, непременно определяя её истинность.
Ключевые слова: дискурс СМИ, масс-медиальная метафора, преднамеренная дезинформация, прагматика СМИ.
DELIBERATE DISINFORMATION THROUGH MODERN BRITISH MASS MEDIA DISCOURSE METAPHORS
Galina V. Zashchitina
Candidate of Philology, Associate Professor, Moscow State Linguistic University, Mocow, Russia;
email: g.zashchitina@linguanet.ru
Abstract
The article investigates the pragmatics of metaphors in modern British news articles headlines. Such metaphors are viewed as effective in shifting both informational and pragmatic focus of the news, which, in its turn, results in deliberate disinformation and manipulation. The paper focuses on the way in which metaphoric language means are made use of as means pertaining to the constructive aspect of news discourse. Thus, they are not only capable of evaluating and responsible for attitude formation. They are also instrumental in referent shifting and refocusing the pragmatic center of the news. The deliberate disinformation does not only increase the informational value of the news but also helps to achieve some pragmatic aims. By means of analysis of metaphoric language, that misleads the reader, we highlight an increased necessity to doublecheck the incoming news.
Keywords: mass media discourse, mass media metaphor, deliberate disinformation, mass media pragmatics.