Новости МГИМО
День открытых дверей Института международной торговли и устойчивого развития
Президент России В.В.Путин и Президент Казахстана К.-Ж.К.Токаев подтвердили открытие филиала МГИМО в Казахстане
Результаты третьего ренкинга МГИМО регионов России по показателям достижения ЦУР ООН
Volume 6, No 1
Когниция и коммуникация: конструирование реальности в дискурсе | Cognition and Communication: Constructing Reality in Discourse
Роль метафоры в истории познания | The Role of Metaphor in the History of Knowledge
DOI: 10.24833/2949-6357.2024.GEO.1 УДК: 165.0
Седова Надежда Константиновна,
преподаватель, МГИМО МИД России, Москва, Россия;
email: n.k.sedova@yandex.ru
Аннотация
Предметом настоящего исследования является роль метафоры в процессе познания на протяжении истории развития философии науки. Целью работы является изучение метафоры как части процесса познания в более широком, чем лингвистическом смысле, то есть не только как оборота речи, а как самого переноса значения на основе сходства, а также, в ещё более широком смысле, как инструмента познания. В работе рассматривается то, как менялось отношение к метафоре на разных этапах развития философской и научной мысли, а также то, какое положение занимает метафора в настоящее время в условиях интеграции различных областей научного знания. Утверждается, что метафора продолжает активно изучаться в рамках ряда дисциплин. В частности, формулируются основные направления современных отечественных и зарубежных лингвистических исследований, опирающихся на когнитивную теорию метафоры. Основными методами проведения настоящего исследования являются анализ и синтез научной литературы, относящейся к различным этапам развития философии науки.
Ключевые слова: метафора, история философии науки, когнитивная теория метафоры.
THE ROLE OF METAPHOR IN THE HISTORY OF KNOWLEDGE
Nadezhda K. Sedova
Lecturer, MGIMO University, Moscow, Russia;
email: n.k.sedova@yandex.ru
Abstract
The paper is concerned with the role of metaphor in the history of knowledge. The purpose of the work is to study metaphor as part of the process of cognition in a broader sense, not only as a figure of speech, but as the transfer of meaning based on similarity, and as a tool of cognition. The paper examines the changing attitude towards metaphor at different stages of the history of philosophical and scientific knowledge, as well as the position that metaphor currently has in the context of integration of various areas of scientific knowledge. The paper shows that metaphor continues to be actively studied within a number of disciplines. In particular, some of the main directions of modern linguistic research based on the cognitive theory of metaphor are formulated. The main methods of conducting the study are the analysis and synthesis of scientific literature related to various stages of the history of philosophy and science.
Keywords: metaphor, history of philosophy and science, cognitive theory of metaphor.