Повышение эффективности изучения лексики иностранного языка в вузе: современные подходы и методы | Efficient L2 Vocabulary Acquisition in Higher Education: Modern Approaches and Methods

DOI: 10.24833/2949–6357.2024.GEO.1  УДК: 378.096

Самошкина Ирина Вадимовна,
ст. преподаватель, РАНХиГС, Москва, Россия;
email: samoshkina-iv@ranepa.ru

Клюкина Евгения Викторовна,
ст. преподаватель, РАНХиГС, Москва, Россия;
email: klyukina-ev@ranepa.ru

Аннотация
Запоминание, удержание в памяти и дальнейшее использование лексики необходимо на всех этапах обучения иностранному языку. Однако стремление преподавателей к количественному подходу часто приводит к недостаточному качеству отбора и активации лексических единиц. Многие преподаватели ориентируются на метод заучивания списков вокабуляра, отобранного субъективно на основе личных предпочтений без соблюдения таких принципов, как частотность, практическая применимость, стилистиче­ская нейтральность и выделение тематических групп. Для проверки гипотезы о неэффективности такого подхода был проведен анализ подобных списков и анонимный опрос студентов первого курса РАНХиГС с использованием ссылки на Гугл-форму (Google Form). Исследование показало, что механическое заучивание длинных списков лекси­ческих единиц не способствует ни основательной проработке, ни активному использованию в устной речи. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации по эффективному вводу и отработке лексики на уроках иностранного языка, включая составление глоссария и оптимальное количество лексических единиц, а также рассмотрены инструменты для визуального представления и организации лексической информации, способствующие запоминанию и последующему выводу лексических единиц в речь.

Ключевые слова: отбор лексики, списки слов, лексиче­ские навыки, эффективные методики, запоминание лексики, словосочетания.

Read

EFFICIENT L2 VOCABULARY ACQUISITION IN HIGHER EDUCATION: MODERN APPROACHES AND METHODS

Irina V. Samoshkina
Senior Lecturer, RANEPA, Moscow, Russia;
email: samoshkina-iv@ranepa.ru

Evgeniya V. Klyukina
Senior Lecturer, RANEPA, Moscow, Russia;
email: klyukina-ev@ranepa.ru

Abstract
Memorising, retaining, and retrieving vocabulary is crucial in foreign language learning. Yet, some teachers focus on quan­tity over quality, having students memorise long wordlists cho­sen subjectively, neglecting principles like frequency, practical­ity, stylistic neutrality, or thematic organisation. In order to support a hypothesis about the inefficiency of this approach, a survey was conducted among the first-year students of RANEPA via a link to an anonymous Google Forms questionnaire. The findings demonstrated that rote memorisation of extensive wordlists does not lead to meaningful practice or subsequent retrieval and usage of the target vocabulary in speech. The study offers recommendations on how to effectively introduce and practice vocabulary, determine optimal numbers of lexical items, and use vis­ualisation tools to enhance lexis retention and usage.

Keywords: lexis selection, wordlists, lexical skills, effective methods, vocabulary retention, collocations.