Новости МГИМО
День открытых дверей Института международной торговли и устойчивого развития
Президент России В.В.Путин и Президент Казахстана К.-Ж.К.Токаев подтвердили открытие филиала МГИМО в Казахстане
Результаты третьего ренкинга МГИМО регионов России по показателям достижения ЦУР ООН
Volume 6, No 2
Языковое образование в вузе: новые вызовы и решения | Foreign Language Teaching at University: New Challenges and Solutions
Повышение эффективности изучения лексики иностранного языка в вузе: современные подходы и методы | Efficient L2 Vocabulary Acquisition in Higher Education: Modern Approaches and Methods
DOI: 10.24833/2949–6357.2024.GEO.1 УДК: 378.096
Самошкина Ирина Вадимовна,
ст. преподаватель, РАНХиГС, Москва, Россия;
email: samoshkina-iv@ranepa.ru
Клюкина Евгения Викторовна,
ст. преподаватель, РАНХиГС, Москва, Россия;
email: klyukina-ev@ranepa.ru
Аннотация
Запоминание, удержание в памяти и дальнейшее использование лексики необходимо на всех этапах обучения иностранному языку. Однако стремление преподавателей к количественному подходу часто приводит к недостаточному качеству отбора и активации лексических единиц. Многие преподаватели ориентируются на метод заучивания списков вокабуляра, отобранного субъективно на основе личных предпочтений без соблюдения таких принципов, как частотность, практическая применимость, стилистическая нейтральность и выделение тематических групп. Для проверки гипотезы о неэффективности такого подхода был проведен анализ подобных списков и анонимный опрос студентов первого курса РАНХиГС с использованием ссылки на Гугл-форму (Google Form). Исследование показало, что механическое заучивание длинных списков лексических единиц не способствует ни основательной проработке, ни активному использованию в устной речи. На основе полученных результатов сформулированы рекомендации по эффективному вводу и отработке лексики на уроках иностранного языка, включая составление глоссария и оптимальное количество лексических единиц, а также рассмотрены инструменты для визуального представления и организации лексической информации, способствующие запоминанию и последующему выводу лексических единиц в речь.
Ключевые слова: отбор лексики, списки слов, лексические навыки, эффективные методики, запоминание лексики, словосочетания.
EFFICIENT L2 VOCABULARY ACQUISITION IN HIGHER EDUCATION: MODERN APPROACHES AND METHODS
Irina V. Samoshkina
Senior Lecturer, RANEPA, Moscow, Russia;
email: samoshkina-iv@ranepa.ru
Evgeniya V. Klyukina
Senior Lecturer, RANEPA, Moscow, Russia;
email: klyukina-ev@ranepa.ru
Abstract
Memorising, retaining, and retrieving vocabulary is crucial in foreign language learning. Yet, some teachers focus on quantity over quality, having students memorise long wordlists chosen subjectively, neglecting principles like frequency, practicality, stylistic neutrality, or thematic organisation. In order to support a hypothesis about the inefficiency of this approach, a survey was conducted among the first-year students of RANEPA via a link to an anonymous Google Forms questionnaire. The findings demonstrated that rote memorisation of extensive wordlists does not lead to meaningful practice or subsequent retrieval and usage of the target vocabulary in speech. The study offers recommendations on how to effectively introduce and practice vocabulary, determine optimal numbers of lexical items, and use visualisation tools to enhance lexis retention and usage.
Keywords: lexis selection, wordlists, lexical skills, effective methods, vocabulary retention, collocations.