Новости МГИМО
День открытых дверей Института международной торговли и устойчивого развития
Президент России В.В.Путин и Президент Казахстана К.-Ж.К.Токаев подтвердили открытие филиала МГИМО в Казахстане
Результаты третьего ренкинга МГИМО регионов России по показателям достижения ЦУР ООН
Volume 6, No 2
Обучение иностранному языку для специальных и академических целей в новой образовательной реальности | Teaching Foreign Languages for Specific and Academic Purposes in a New Educational Context
Педагогический дизайн дидактических материалов по иностранному языку на основе аутентичных материалов в контексте специфики профессиональной среды обучающихся | Pedagogical Design of ESL Didactic Materials based on Authentic Materials
DOI: 10.24833/2949–6357.2024.GEO.1 УДК: 372.881.1
Соболева Александра Владимировна,
к. пед. н., доцент, Томский государственный университет, Томск, Россия;
email: alex.art.tom@gmail.com
Зорина Надежда Владимировна,
к. филол. н., доцент, Томский государственный университет, Томск, Россия;
email: nad514@yandex.ru
Аннотация
Предметом настоящего исследования является обучение иностранному языку для специальных целей (ESP) студентов естественнонаучных направлений подготовки. Цель исследования — разработать и апробировать методику на основе авторских дидактических материалов с опорой на комплекс современных педагогических подходов, технологий и приёмов, а также оценить её эффективность с точки зрения учебной мотивации. Педагогический дизайн дидактических материалов рассматривается с позиций коммуникативно-когнитивного, личностно ориентированного, контекстного и деятельностного подходов к обучению иностранному языку. Эмпирической базой исследования явились результаты анкетирования и педагогического наблюдения в ходе многолетней апробации предложенной методики со студентами второго курса химического факультета Томского государственного университета. В результате исследования выявлены организационно-педагогические условия развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции. Результаты представленного в статье исследования могут быть использованы при разработке дидактических материалов, учебно-методических пособий и авторских курсов по ESP для студентов естественнонаучных направлений подготовки.
Ключевые слова: ESP, мотивация, речемыслительная активность, студентоориентированный подход, разработка материалов.
PEDAGOGICAL DESIGN OF ESL DIDACTIC MATERIALS BASED ON AUTHENTIC MATERIALS IN THE CONTEXT OF STUDENTS’ PROFESSIONAL ENVIRONMENT
Aleksandra V. Soboleva
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Tomsk State University, Tomsk, Russia;
email: alex.art.tom@gmail.com
Nadezhda V. Zorina
Candidate of Philology, Associate Professor, Tomsk State University, Tomsk, Russia;
email: nad514@yandex.ru
Abstract
The subject of this study is teaching a foreign language for special purposes (ESP) to students majoring in natural sciences. The aim of the study is to develop and test the methodology on the basis of author’s didactic materials with regard to a number of modern pedagogical approaches, technologies and techniques, as well as to evaluate its effectiveness in terms of students’ motivation. The pedagogical design of didactic materials is considered from the standpoint of communicative-cognitive, personality-oriented, contextual and activity-based approaches to teaching a foreign language. The empirical base of the study was the results of questionnaire survey and pedagogical observation during the long-term approbation of the proposed methodology with second-year students of the Chemistry Department at Tomsk State University. The study revealed organizational and pedagogical conditions for the development of professional foreign-language communicative competence. The results of the research presented in the article can be used in the development of didactic materials, teaching aids and author’s courses on ESP for students majoring in natural sciences.
Keywords: ESP, motivation, speech-mind activity, student-centred approach, materials design.