Перспективы работы с лингвистическими корпусами в высшей школе | The Perspectives of Applying Linguistic Corpora in Higher Education Institutions

DOI: 10.24833/2949–6357.2024.GEO.1  УДК: 811.111

Селифонова Елена Дмитриевна,
к. филол. н., доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, Брянск, Россия;
email: idiomal@yandex.ru

Аннотация
Данное исследование посвящено изучению потенциала использования лингвистических корпусов в отечественной практике в высшей школе. Корпусная лингвистика предо­ставляет огромные возможности для профессиональной подготовки будущих лингвистов и переводчиков. Целью ис­следования является попытка систематизации имеющихся научных работ в сфере отечественной корпусной лингвистики за последние 20 лет и выявление “проблемных” зон с точки зрения освещения возможностей применения лингвистических корпусов в подготовке бакалавров и маги­странтов, обучающихся по направлению “Лингвистика”. В процессе проведения исследования применялись общете­оретические методы анализа, синтеза и индуктивного обоб­щения, а также частные методы сравнения и описания эмпирического материала. В заключении представлено опи­сание локального опыта работы с Национальным корпусом русского языка (НКРЯ) и некоторыми иноязычными корпусами в рамках преподавания курса “Введение в корпусную лингвистику” на базе магистерской программы “Перевод и лингводидактика”: рассмотрены особенности проведения теоретических и практических занятий с последующей реализацией студенческих мини-проектов в изучаемой сфере, методика организации и проведения внутривузовских научных чтений “Лингвистические корпусы в работе переводчика и учителя”.

Ключевые слова: корпусная лингвистика, лингвистический корпус, высшая школа, профессиональные компетенции.

Read

THE PERSPECTIVES OF APPLYING LINGUISTIC CORPORA IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Elena D. Selifonova
Candidate of Philology, Associate Professor, Bryansk State University named after Academician I.G.Petrovsky, Bryansk, Russia;
email: idiomal@yandex.ru

Abstract
The paper is devoted to the investigation of the potential of linguistic corpus employment in national higher school. The aim of the study consists in attempting to systematize scientific works in the field of national corpus linguistics in the late two decades and in determining “problem” zones in terms of highlighting the potential of linguistic corpus employment for preparation of Bachelor and Master Course students majoring in linguistics. The author shares the results of the local experience involving work with the National Corpus of the Russian language and some foreign corpuses used in the course of delivering “Introduction to Corpus Linguistics” for students of the Master course program: there are the details of organizing lectures and seminars resulting in individual student mini-projects in the field studied and methodology of arrangement of university scientific readings “Linguistic corpuses in interpretation and teaching”.

Keywords: corpus linguistics, linguistic corpus, higher school, professional competences.