Новости МГИМО
День открытых дверей Института международной торговли и устойчивого развития
Президент России В.В.Путин и Президент Казахстана К.-Ж.К.Токаев подтвердили открытие филиала МГИМО в Казахстане
Результаты третьего ренкинга МГИМО регионов России по показателям достижения ЦУР ООН
Volume 6, No 1
Единицы языка и речи в современной интегративной парадигме | Language Units and Speech Units in the Modern Integrated Paradigm
Психолингвистическое исследование лексемы педагогика | Psycholiguistical Research of the Lexeme Pedagogics
DOI: 10.24833/2949-6357.2024.GEO.1 УДК: 81`23
Морозова Ираида Алексеевна,
к. филол. н., доцент, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, Борисоглебск, Россия;
email: iraida_morozova@mail.ru
Селезнева Кристина Олеговна,
к. филол. н., ст. преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, Борисоглебск, Россия;
email: kireeva_kristina@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению в психолингвистическом аспекте одной из лексем, относящихся к педагогической лексике. Цель исследования — определить и описать психолингвистическое значение (далее — ПЛЗ) лексемы педагогика в русском языковом сознании. В качестве материала исследования были использованы словарные дефиниции и результаты психолингвистического эксперимента, участниками которого в 2022 году стали 120 человек (женщины и мужчины разного социального статуса в возрасте от 20 до 75 лет). В ходе изучения лексемы педагогика применялись разнообразные методы: анализ словарных дефиниций, метод субъективных дефиниций, описательный, сравнительный и количественный методы. Результатом проведенного исследования стало определение и характеристика 4 психолингвистических значений лексемы педагогика в сознании носителей современного русского языка. Полученная экспериментальным путем семантема шире и объёмнее своего лексикографического варианта, внутри семантемы ПЛЗ были ранжированы по уровню яркости, среди них были установлены ядерные и периферийные значения.
Ключевые слова: языковое сознание, психолингвистическое значение, лексема, семема, семантема, ядерные и периферийные значения.
PSYCHOLIGUISTICAL RESEARCH OF THE LEXEME PEDAGOGICS
Iraida A. Morozova
Candidate of Philology, Associate Professor, Borisoglebsk Branch of the Voronezh State University, Borisoglebsk, Russia;
email: iraida_morozova@mail.ru
Kristina O. Selezneva
Candidate of Philology, Senior Lecturer, Krasnodar Air Force Institute for Pilots, Borisoglebsk, Russia;
email: kireeva_kristina@mail.ru
Abstract
The article is devoted to the consideration of a pedagogical lexeme pedagogics in psycholinguistic aspect. The aim of the research is to reveal and describe psycholinguistic meaning (PM) of the lexeme pedagogics in Russian language consciousness. Lexicographic definitions and the results of the psycholinguistic experiment were used as the material of the study. 120 people (men and woman of different social status from 20 to 75 years old) were participants of the experiment in 2022. Different methods (lexicographic definitions’ analysis, subjective definitions’ method, descriptive, comparative and quantitative ones) were used during the research of the lexeme pedagogics. The research result was revealing and description of 4 Psycholinguistic definitions of the lexeme pedagogics in modern Russian language consciousness. The semanteme derived after the results’ analysis is wider and more volumetric than lexicographic one. Psycholinguistic meanings of this semanteme were processed and distributed. Meanings of the main body and of the periphery were determined.
Keywords: linguistic consciousness, psycholinguistic meaning, lexeme, sememe, semanteme, main body and peripheral meanings.