Новости МГИМО
День открытых дверей Института международной торговли и устойчивого развития
Президент России В.В.Путин и Президент Казахстана К.-Ж.К.Токаев подтвердили открытие филиала МГИМО в Казахстане
Результаты третьего ренкинга МГИМО регионов России по показателям достижения ЦУР ООН
Volume 6, No 2
Языковое образование в вузе: новые вызовы и решения | Foreign Language Teaching at University: New Challenges and Solutions
Формирование у студентов ризоматического мышления как индивидуального способа переработки информации и выстраивания собственного текста | Formation of Students’ Rhizomatic Thinking as an Individual Way of Processing Information and Building Their Own Text
DOI: 10.24833/2949–6357.2024.GEO.1 УДК: 372.881.1
Демина Виктория Александровна,
к.пед.н., доцент, МГИМО МИД России, Москва, Россия;
email: demina72@rambler.ru
Аннотация
Новейшие технологии сформировали новый тип человека “homo zapping”. В результате последних изменений общение сводится к обмену стереотипами и клипами, что облегчает процесс понимания между людьми. В результате глубокая сосредоточенность на мысли теряется, обрабатываемый материал распадается на клипы-фрагменты, и связь между ними утрачивается. Смысл заменяется картинкой, кадром, плоскостным изображением. Поэтому нужно выстраивать учебный процесс так, чтобы научить студентов читать, выстраивая своё индивидуальное пространство текста, свой “нелинейный текст”, внутренне подвижный и открытый для интерпретационного плюрализма. В связи с этим, именно домашнее чтение запускает механизмы познавательного процесса, заключающиеся в реализации механизма “опережающего отражения”, ‘забегания’ вперед и набрасывания “смысловых крючков” для постулирования промежуточного состояния ‘удивления’, то есть создания ‘ризоматического текста’, который подвижен и восприимчив к изменениям. Подобная ризоматическая логика создает основу нового миропонимания и включает реальный эффект механизма действия нового метода управления социальными, техническими и научными процессами.
Ключевые слова: ризома, интеллектуальное усилие, порождение смыслов, открытость и подвижность текста.
FORMATION OF STUDENTS’ RHIZOMATIC THINKING AS AN INDIVIDUAL WAY OF PROCESSING INFORMATION AND BUILDING THEIR OWN TEXT
Victoria A. Demina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, MGIMO University, Moscow, Russia;
email: demina72@rambler.ru
Abstract
In the last third of the 20th century, communication at the level of stereotypes and clip pictures, actively supported by technology, resulted in forming a new type of person — ‘homo zapping’. The meaning is replaced by a picture, a frame, a planar image. Therefore, it is necessary to build the teaching process so as to teach students to produce their own individual text, the so-called ‘non-linear text’, internally mobile and open to interpretive pluralism, developing mature reading skills. In this regard, home reading triggers the mechanisms of the cognitive process, which consists in implementing the mechanism of ‘anticipatory reflection’, ‘running ahead’ and making ‘semantic hooks’ to produce the state of ‘surprise’. In other words, students produce the rhizomatic text, which is mobile and subject to change. In this regard, such rhizomatic logic creates the basis of a new worldview and includes the real effect of the mechanism of action of the new method of managing social, technical and scientific processes.
Keywords: rhizome, intellectual effort, generation of meanings, openness and mobility of the text.