Формирование у студентов ризоматического мышления как индивидуального способа переработки информации и выстраивания собственного текста | Formation of Students’ Rhizomatic Thinking as an Individual Way of Processing Information and Building Their Own Text

DOI: 10.24833/2949–6357.2024.GEO.1  УДК: 372.881.1

Демина Виктория Александровна,
к.пед.н., доцент, МГИМО МИД России, Москва, Россия;
email: demina72@rambler.ru

Аннотация
Новейшие технологии сформировали новый тип человека “homo zapping”. В результате последних изменений общение сводится к обмену стереотипами и клипами, что облегчает процесс понимания между людьми. В результате глубокая сосредоточенность на мысли теряется, обрабатываемый мате­риал распадается на клипы-фрагменты, и связь между ними утрачивается. Смысл заменяется картинкой, кадром, пло­скостным изображением. Поэтому нужно выстраивать учеб­ный процесс так, чтобы научить студентов читать, выстраивая своё индивидуальное пространство текста, свой “нелинейный текст”, внутренне подвижный и открытый для интерпретационного плюрализма. В связи с этим, именно домашнее чтение запускает механизмы познавательного процесса, заключающиеся в реализации механизма “опережающего отражения”, ‘забегания’ вперед и набрасывания “смысловых крючков” для постулирования промежуточного состояния ‘удивления’, то есть создания ‘ризоматического текста’, который подвижен и восприимчив к изменениям. Подобная ризоматическая логика создает основу нового миропонимания и включает реальный эффект механизма действия нового метода управления социальными, техническими и научными процессами.

Ключевые слова: ризома, интеллектуальное усилие, порождение смыслов, открытость и подвижность текста.

Read

FORMATION OF STUDENTS’ RHIZOMATIC THINKING AS AN INDIVIDUAL WAY OF PROCESSING INFORMATION AND BUILDING THEIR OWN TEXT

Victoria A. Demina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, MGIMO University, Moscow, Russia;
email: demina72@rambler.ru

Abstract
In the last third of the 20th century, communication at the level of stereotypes and clip pictures, actively supported by tech­nology, resulted in forming a new type of person — ‘homo zap­ping’. The meaning is replaced by a picture, a frame, a planar image. Therefore, it is necessary to build the teaching process so as to teach students to produce their own individual text, the so-called ‘non-linear text’, internally mobile and open to interpretive pluralism, developing mature reading skills. In this regard, home reading triggers the mechanisms of the cognitive process, which consists in implementing the mechanism of ‘anticipatory reflec­tion’, ‘running ahead’ and making ‘semantic hooks’ to produce the state of ‘surprise’. In other words, students produce the rhizomatic text, which is mobile and subject to change. In this regard, such rhizomatic logic creates the basis of a new worldview and includes the real effect of the mechanism of action of the new method of managing social, technical and scientific processes.

Keywords: rhizome, intellectual effort, generation of meanings, openness and mobility of the text.