Важность идеологической составляющей в организации учебного процесса при обучении иностранному языку в гуманитарных вузах | Teaching Values in an Advanced ESP Classroom in Humanities Universities

DOI: 10.24833/2949–6357.2024.GEO.1  УДК: 37.02

Крутских Елена Борисовна,
старший преподаватель, МГИМО МИД России, Москва, Россия;
email: e.krutskih@my.mgimo.ru

Хватова Елена Леонидовна,
старший преподаватель, МГИМО МИД России, Москва, Россия;
email: e.khvatova@inno.mgimo.ru

Аннотация
С начала 90-х годов прошлого века Российская Федерация пыталась встроиться в западную образовательную систему, основанную на либеральной парадигме, и, как результат, отказалась от своей важнейшей воспитательной функции. В условиях разворачивающейся информационной войны против России становится очевидной необходимость вновь поставить перед школой и вузом задачу воспитания гражданственности, патриотизма и ответственности за свою страну. Высшая школа несёт особую ответственность в формировании критически мыслящей личности, способной отстаивать исторические ценности и государственные национальные интересы. Преподаватели иностранного языка находятся на переднем крае идеологической борьбы, поскольку обучение иностранному языку на продвинутых этапах в гуманитарных вузах неизбежно связано с анализом и оценкой иноязычных текстов, которые часто дают намеренно искаженное представление о действительности, в том числе о действиях России на международной арене. В связи с этим особую важность приобретает методическая работа, отбор материалов с целью научить студентов критическому подходу к работе с информацией.

Ключевые слова: высшее образование, методика препо­давания ИЯ, критический подход, информационная война, воспитательная функция образования, ценностная ориентация.

Read

TEACHING VALUES IN AN ADVANCED ESP CLASSROOM IN HUMANITIES UNIVERSITIES

Elena B. Krutskikh
Senior Lecturer, MGIMO University, Moscow, Russia;
email: e.krutskih@my.mgimo.ru

Elena L. Khvatova
Senior lecturer, MGIMO University, Moscow, Russia;
email: e.khvatova@inno.mgimo.ru

Abstract
Since the early 1990s the Russian Federation has been trying to become a part of the Western educational system based on the liberal paradigm, and as a result it has abandoned its crucial func­tion, that of teaching pupils civic and national values. Amid the unfolding information war against Russia, it has become clear that schools and universities need to take up this mission to in­culcate the values of patriotism, civic duty, responsibility for the destiny of the country. Schools of tertiary education play a spe­cial role in shaping a critically minded person who upholds tra­ditional national values. Teachers of foreign languages are at the forefront of the ideological confrontation as teaching a foreign language at an advanced level is closely linked with the analysis and evaluation of texts that often have a biased perspective on international developments, particularly on Russia’s policy. Therefore, a premium must be placed on the methodology of teaching, selecting appropriate materials in order for students to develop a critical approach to working with information.

Keywords: tertiary education, methods of teaching foreign languages, critical approach, information war, civic and national education, teaching values.